Вильям Гутри "Величайший интерес христианина". - ХРИСТИАНСКИЕ КНИГИ. - КНИГИ. - Каталог файлов - Личный сайт

Каталог файлов

Главная » Файлы » КНИГИ. » ХРИСТИАНСКИЕ КНИГИ.

Вильям Гутри "Величайший интерес христианина".
Чтобы скачивать файлы зарегистрируйтесь, или войдите под своим логином
22.07.2009, 20:06

Предисловие к русскому изданию

    Вниманию благочестивого русскоязычного читателя предлагается книга "Величайший интерес христианина", впервые переведенная с английского языка и принадлежащая перу одного из самых известных богословов и священнослужителей Шотландской (пресвитерианской) церкви XVII века Вильяма Гутри (1620-1665). Название оригинала на английском языке звучит как: "The Christian's Great Interest".

    Ключевое слово этого заголовка - слово "интерес". Соответствующее ему английское слово "interest" имеет и другие варианты перевода: например, "потребность", "стремление", "влечение" и т.д. И в соответствии с таким заглавием эта книга свидетельствует о том, что величайший интерес и потребность христианина заключены во Христе и ко Христу направлены его самые сильные стремления и влечения.

    Практическая ценность этой книги для всякого читателя заключается в том, что в ней подробно рассматриваются два важнейших для каждого христианина вопроса, касающиеся его духовного состояния.

Во-первых, эта книга обстоятельно повествует о том, каким образом мы можем испытать и проверить себя для того, чтобы ощутить, действительно ли наш главный интерес или величайшая потребность нашей души находится во Христе, т.е. на самом ли деле самые сильные устремления и влечения нашего сердца сосредоточены на Христе и направлены к Нему. Этому вопросу посвящена первая часть предлагаемой книги.

    Во-вторых, автор книги дает очень ценные практические советы всякому человеку, который не уверен в том, что Христос стал величайшим интересом его жизни; который не верит тому, что Бог любит его и дарует ему спасение. Автор со знанием дела предлагает читателям советы о том, что конкретно необходимо предпринять человеку для того, чтобы он убедился в том, что Бог действительно очень любит его и действительно дарует ему спасение во Христе - совершенно даром, по благодати. Этому вопросу посвящена вторая часть этой книги.

    Да благословит Господь издание этого труда, чтобы каждый его читатель, имеющий духовные проблемы, мог сделать переоценку своих ценностей и, подобно ап. Павлу, сказать: "Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса" (Фил. 3:7-8).

Издатели: Dutch Reformed Tract Society, branch of the Netherlands Reformed Congregations.

Переводчики: Братство независимых Церквей и миссий Евангельских Христиан-Баптистов Украины.

К читателю

    Читатель - христианин!

    В то время, как большинство людей, особенно в наши дни, упорно преследуют свои низменные, вульгарные интересы, а их нечестивая жизнь провозглашает во всеуслышание, словно с кровли дома, о том, как крайне неразумно они пренебрегают возможностью избрать лучшую долю, которую, если бы они сделали такой выбор, у них невозможно было бы отнять, - я написал сочинение в виде следующего трактата для того, чтобы увести тебя от этих бесполезных, и, в то же время, мучительных мирских устремлений, и предлагаю тебе избрать самый главный из интересов, а именно Величайший Интерес Христианина, дабы ты серьезно над ним поразмыслил и постоянно к нему стремился.

    Возможно, тебе покажется странным увидеть в печати что-то написанное мною, ибо это явилось сюрпризом и для меня самого. Но на этот раз взяться за перо меня заставила, вопреки моим склонностям, необходимость, а именно то, что некоторые издатели без моего ведома недавно опубликовали несколько далеких от совершенства конспектов некоторых моих проповедей, беспорядочно собранных и, к тому же, сопровожденных нелепым, неприятным для меня названием, а именно: "Ясный, притягательный, согревающий луч".

    Именно это обстоятельство побудило меня опубликовать этот запоздалый труд, в котором я намеренно использовал привычный для меня простой стиль изложения, чтобы избежать излишней замысловатости (хотя, когда я изо всех сил стараюсь это делать, я становлюсь менее глубокомысленным, но более понятным), а мне следует быть недосягаемым для грубости и невежества. Преимущество такого моего выбора - основное, если не единственное, обстоятельство, которое я учитывал, публикуя эту книгу.

    Кроме того, я научился краткости во всем, поскольку, как мне кажется, она хорошо согласуется с простотой и ясностью изложения. Я знаю, что люди, к которым я обращаюсь здесь, не имеют ни достаточного количества денег, чтобы тратить их на книги; ни большого количества времени, чтобы посвящать его чтению этих книг.

    Если ты, читатель, склонен к суровой критике, я знаю, что, возможно, ты найдешь, к чему придраться в этой книге; но, уверяю тебя, я не имел намерения чем-либо оскорбить тебя. В то же время, замечу, что и твое простодушное одобрение моего труда также не удовлетворило бы меня. В мои намерения входит дать тебе назидание и, вместе с тем, возбудить хотя бы у некоторых читателей стремление стать более сведущими и опытными в этом очень важном деле, чтобы уметь основательно разбираться в том величайшем интересе христианина, которого вкратце коснулся я, твой покорный слуга в деле благовестия,

Вильям Гутри

Памяти автора

    Вильям Гутри, один из самых благочестивых и талантливых священнослужителей Шотландии, родился в 1620 году в Питфорти, в своем родовом поместье в графстве Ангус. Род дома Гутри, из которого он происходит, был древним и уважаемым. Интерес семейства Гутри к делу евангельской истины и благочестия подтверждается тем фактом, что все четверо сыновей, которых Бог даровал родителям Вильяма Гутри, с раннего возраста были посвящены на служение благовестия.

    Единственным из этих четырех братьев, не получившим постоянного прихода, был Роберт, который, однако, совершая самоотверженный труд во имя Христа, очень скоро подорвал свое здоровье и рано умер.

    Другой из братьев - Александр - поселился в 1645 году в Стракатро, в пределах родного графства, где и нес служение священнослужителя до своей смерти в 1661 году.

    Третий из братьев - Джон, - самый младший в семье, стал священнослужителем в Тарболтоне, графство Эйршир, но, впоследствии, после восстановления короля Карла II на Британском престоле, был лишен прихода по причине своей приверженности Пресвитерианству. Вскоре, однако, под гнетом трудностей, выпавших на долю Джона, его здоровье ослабело и в 1669 году он умер.

    Незаурядные дарования Вильяма, старшего из этих выдающихся братьев, и его способности к учебе, проявились очень рано. Но до тех пор, пока Вильям не начал учебу в колледже, он не мог достигнуть глубокого и спасающего знакомства с Божественнной истиной. Основательное же познание истины однажды побудило его посвятить свою жизнь Богу - Богу своего спасения - и, впоследствии, самым достоверным образом описать различные случаи духовных болезней, которые ему довелось наблюдать.

    Вильям Гутри был весьма признателен одному из своих близких родственников, который своими наставлениями показал ему важность пути святости. Этим человеком был его двоюродный брат Джеймс Гутри, возглавлявший одну из кафедр Нового колледжа имени Св. Андрея. Впоследствии Джеймс Гутри стал широко известным в Шотландии, как верный служитель Евангелия, который обрел венец мученика за свою верность Господу и строгое соблюдение Священного Писания в период своего служения в г. Стерлинге.

    При изучении теологии Вильяма Гутри направлял Сэмюэл Резерфорд, ставший профессором богословия в колледже Св. Андрея в 1639 году. Он помог утвердить и взлелеять в сердце Вильяма уже заложенные там принципы благочестия и подвел его к решению всем своим сердцем посвятить себя на служение Христу. Чтобы не попасть в сети земных забот, Вильям передал права на поместье в Питфорти своему младшему брату, не занятому на то время духовной деятельностью.

    Таким образом, обученный литературе и хорошо знакомый с религией как в теории, так и на практике, Вильям Гутри прекрасно подходил для служения на поприще проповеди Евангелия. Он получил на это право, с высочайшего одобрения Пресвитерии, в августе 1642 года. Но только два года спустя Гутри получил церковь в недавно созданном фенвикском приходе и в ноябре 1644 года был рукоположен на пасторское служение в соответствии с единодушным желанием прихожан. [Пресвитерия - это консистория или церковно-административный орган пресвитерианских церквей (прим.ред.).]

    Вскоре обнаружилось, что он имеет большой успех и популярность, выходящие далеко за пределы округа Эйршир, где находился его приход, достигая Клайдесдейла, Стирлинга и Лотиана. Несколько раз к нему обращались с призывом оставить полюбившуюся ему общину, но безрезультатно, пока, приблизительно год спустя после того, как он поселился здесь, и вскоре после его бракосочетания с прекрасной девушкой из благородной семьи Лоудонов, ему не пришлось покинуть свой приход, будучи назначенным Генеральной Ассамблеей капелланом в Шотландскую армию во время гражданской войны, которая закончилась казнью Карла I и подчинением Шотландии Протекторату Кромвеля.

    В то время, как войска Лорда - Протектора Кромвеля завладели городом Глазго, христианское мужество Вильяма Гутри однажды проявилось при проведении воскресной евхаристии в церкви Эндрю Грея. Несколько английских офицеров замыслили привести в исполнение принцип, нарушающий установленный порядок доступа к алтарю и сами вознамерились подойти к нему, не поставив в известность пастора, т.е. не будучи должным образом признанными достойными такой чести. Когда они встали со скамьи, чтобы осуществить задуманное, Вильям Гутри, на долю которого выпала честь совершения этого священнодействия у алтаря, обратился к ним с такой серьезностью, решительностью и с таким жаром, что они в полном замешательстве сели на свои места, не предпринимая дальнейших попыток нарушить порядок евхаристии.

    Постановление, принятое в это время Церковным Правлением относительно служения армейских капелланов, сделало возможным для Вильяма Гутри замещение его на этом посту, время от времени, другими братьями; благодаря чему он мог периодически радоваться семейному общению и заниматься пасторским и общественным служением.

    Бог Своим провидением чудесно сохранил его во время войны и вернул к своей пастве, исполненного еще большим рвением и посвященностью Богу. Прихожане церкви нуждались в его попечении, ибо в начале его служения среди них были широко распространены такие явления, как неуважительное отношение к священному воскресному дню; оставление собраний в Божьем доме; пренебрежение семейным поклонением Богу; грубое невежество со всеми сопутствующими ему пороками. Способности Вильяма Гутри, природные и приобретенные, были умело применены им для сдерживания и обуздывания растущего среди людей беззакония.

    В качестве иллюстрации достаточно привести следующий случай. Некий охотник-птицелов из его прихода, слишком увлеченный своим занятием, очень долго пропускал воскресные богослужения, что вошло у него в привычку. Вильям Гутри спросил его, почему он так поступает. Тот ответил, что для него воскресенье - самый удачный день недели. Гутри спросил, сколько он может заработать в этот день. Птицелов ответил: "Пол-кроны". Гутри сказал, что даст ему такую же сумму, если он прийдет в воскресенье в церковь, добившись, таким образом, его обещания прийти на богослужение. После проповеди Гутри спросил, прийдет ли он в следующее воскресенье, если он даст ему столько же. Так он и поступил. С тех пор этот человек никогда уже не пропускал богослужения. Впоследствии он стал членом церковного совета.

    Гутри регулярно навещал своих прихожан на дому, и эти визиты были для них очень желанны и полезны. Посещения больных и находящихся при смерти, которыми он никогда не пренебрегал, а также наставления молодежи в соответствии с евангельским учением о благочестии, его проповеди с церковной кафедры - во всем этом он являл себя "делателем неукоризненным, верно преподающим Слово истины" (2 Тим. 2:15).

    Поскольку Вильям Гутри был также и должностным лицом, ему приходилось заботиться о должном руководстве и благочинии в Церкви и регулярно присутствовать на различных совещаниях и важных судебных заседаниях. Вероятно, Гутри являлся членом Генеральной Ассамблеи в 1649 году и его имя находилось в списках членов ее комиссии наряду с такими известными именами, как Джеймс Гутри, маркиз Аргайль, Дэвид Диксон, Джеймс Дархэм и Сэмюэл Резерфорд.

    Во время печального разделения Шотландской Пресвитерианской Церкви на партии Резолюционистов и Протестеров или Ремонстрантов, оба Гутри, Сэмюэл Резерфорд и некоторые из самых благочестивых и ревностных пресвитериан примкнули к последней. [Англ. слово "Resolutioner" означает "решительный", "твердый". Англ. слова "Protester" и "Remonstrant" означают "протестующий", "протестант", "увещевающий" (прим. ред.).] Бейли упоминает в своих "Письмах", что на собрании их Западного Синода в 1654 году Ремонстранты избрали своим Председателем Вильяма Гутри.

    Терпение, которое Гутри проявлял по отношению к братьям, придерживающимся противоположной точки зрения в этом пагубном расколе, было отмечено его биографами; и таким образом он в полной мере проявлял свое пасторское попечение о людях.

    Вскоре Вильям Гутри опубликовал свою книгу "Величайший интерес христианина". Этот труд много раз переиздавался, был переведен на разные языки и продолжает сохранять память об его авторе благодаря тому уважению, которое эта книга вызывает у всякого разумного христианина. Первое издание книги вышло в свет незадолго до восстановления на британском престоле Карла II.

    Вскоре после начала гонений Гутри предпринял одну из своих последних попыток сохранения духовной свободы в церковных советах. Такую позицию он занял на собрании Синода Глазго и Эйра в апреле 1661 года, когда составил обращение, предназначенное для представления в Парламенте, в котором была выражена его обеспокоенность существующим положением. Это обращение Синод утвердил, как "содержащее верное свидетельство чистоты наших реформ в поклонении, учении, благочинии и управлении, в равной степени замечательное своим благоразумием и своей смелостью".

    Два месяца спустя его усердие в этом же деле защиты духовной свободы проявилось, когда он искренне выразил желание быть на эшафоте в Единбурге вместе со своим выдающимся родственником Джеймсом Гутри, который в июне 1661 года претерпел казнь и собственной кровью запечатлел свое свидетельство. Единственным, что удержало его от этого опасного для его земной жизни решения, было то, что он со вниманием отнесся к просьбам своей общины не делать этого.

    Уважение, которое Вильям Гутри снискал себе у представителей разных сословий, у знатных и простых людей, благодаря своей приветливости и мягким манерам обращения и надлежащему исполнению пасторских обязанностей, защитило его от гонений и он настойчиво продолжал проповедовать своей пастве истину такой, какой она есть в Иисусе.

    Сила интеллекта и большой христианский опыт Вильяма Гутри очевидным образом проявлялись в его беседах и проповедях. И мы верим, что благодаря его служению многие люди обрели печать бессмертия, ибо, как утверждал один из современников Гутри Мэттью Крофорд, пастор из Иствуда, "он обратил к вере в Бога и утвердил на христианском пути много тысяч душ и признан величайшим действующим проповедником Шотландии".

    Другой современник Вильяма Гутри говорит о том, что усердие Гутри и его успех среди жителей Фенвика были настолько велики, что под влиянием его служения почти все они "пришли к решимости твердо придерживаться истинного благочестия и поклоняться Богу в своих семьях. И хорошо известно то, что многие из них были искренними и выдающимися христианами".

    В разговоре с человеком, лишившим его должности пастора, он смиренно и, в то же время, смело назвал это решение своим великим успехом, ниспосланным от Бога: "Я благодарен Ему за это; да, я смотрю на это, как на дверь, которую открывает мне Бог для проповеди Евангелия, которую ни вы, ни любой другой человек не сможет закрыть, пока Бог не допустит этого".

    Теперь Гутри был призван пережить испытания, с которыми ранее столкнулось большинство его верных братьев, а в его жизни они были отсрочены благодаря влиянию графа Гленкерна, а также Канцлера Шотландии. Они оба уважали Вильяма Гутри, как человека достойного; кроме того, граф испытывал к Гутри чувство благодарности, помня его доброе к нему отношение во время тюремного заключения, которому граф подвергся за свою преданность королю, когда у власти был Кромвель.

    Воскресенье, 24 июля 1665 года, было назначено днем принудительного вступления в силу решения об отстранении Вильяма Гутри от пасторского служения. Жители Фенвика были глубоко опечалены тем, что должны будут лишиться такого верного пастора. Среда, предшествующая этой дате, была объявлена днем смирения и молитвы. Гутри нашел подходящее этому событию место из Писания, слова из книги пророка Осии 13:9: "Погубил ты себя, Израиль", серьезно призвав свою паству к терпению и стойкости на пути святости, и назначил собрание общины рано утром в предстоящее воскресенье.

    Свет этого дня Сына Человеческого возвестил о наступлении печального утра для этих людей, которые собрались в последний раз послушать приветливый голос своего любимого пастора. Тема проповеди, наиболее подходящая для такого дня, была взята им из второй части стиха, прозвучавшего в среду: "Ибо только во Мне - опора твоя!" (Ос. 13:9). К концу проповеди лица всех слушателей были залиты слезами.

    Вильям Гутри направлял своих слушателей к единственному Источнику помощи, могущему их поддержать и в это время, когда у них отнимают проповедь Евангелия и верных пасторов. И он ушел от них, доверив их великому Богу, Который Своих детей способен назидать более и быть им опорой во время нужды (Деян.20:32).

    До девяти часов утра община разошлась, безмерно скорбя о том, что больше не услышит убедительных бесед и проповедей Вильяма Гутри. Ни единый звук не нарушал тишину этого святого дня, пока не послышался отдаленный лошадиный топот, и вслед за ним вскоре появился отряд во главе со всадником в черном - викарием из Калдера, которому причиталась плата в 5 фунтов за официальное извещение приказа об отставке. Он наблюдал церемонию проповеди в пустой церкви, где присутствовали только воины и дети.

    Гутри учтиво принял его в своем доме и заявил в присутствии офицеров его отряда о том, что его подчинение приговору происходит не из уважения к авторитету прелата, не имеющего для него никакого значения, добавив: "Если бы я не испытывал уважения, которое я должен оказывать гражданской власти, я бы не прекратил свое служение вследствие этого приказа".

    Следующий отрывок взят из официального ответа Вильяма Гутри на письмо архиепископа: "Настоящим я заявляю о том, что считаю себя призванным Господом к служению пастора, и я пожертвовал самыми дорогими мне отношениями в мире для того, чтобы всецело посвятить себя служению благовестия на этом месте. Получив единодушное приглашение от этого прихода, будучи испытан и рукоположен Пресвитерией, я благословляю Господа за то, что Он даровал мне некоторый успех и запечатлел мое служение - на душах и в сознании не только многих из тех, кто ушел на небеса, но также и на душах некоторых из тех, кто еще находится на пути к ним".

    Состояние здоровья, не беспокоившее Вильяма Гутри ранее, пошатнулось. Оно испытало сильный удар в связи со случившимся. Вильям Гутри больше не проповедовал в приходе, а два месяца спустя уехал в свою вотчину в Питфорти, ставшую теперь его собственностью вследствие смерти остававшегося еще до этого времени в живых его брата. Однако, имение принадлежало ему всего лишь один год, - год, полный печали и боли, причиненной осложнениями после болезней и бедами, обрушившимися на церковь и народ Шотландии.

    Во время последней болезни его навещали представители разных религиозных партий. Доброжелательно, но не изменив своих убеждений, он принял епископального священника, пришедшего побеседовать с ним, и умер исполненный веры в славное Евангелие, которое он проповедовал с непоколебимым упованием на совершенное искупление в Иисусе Христе.

    Он умер днем, в среду, 10 октября 1665 года. Две его сестры (у родителей Вильяма Гутри было 6 детей, из них - две дочери) пережили его. Одна из них вышла замуж за преп. Патрика Уорнера из Ирвина и родила Маргарет Уорнер, которая впоследствии вышла замуж за преп. Роберта Уодроу из Иствуда, правдивого летописца, рассказавшего о страданиях, выпавших в те годы на долю Шотландской Церкви.

    Вероятно, ни одна из проповедей Вильяма Гутри не была опубликована при его жизни. В качестве образца, дающего нам представление о том, насколько духовно верными и полезными были его проповеди, мы приводим отрывок, взятый из одной из этих проповедей, длительное время хранившейся в архивах преп. Роберта Уодроу и лишь недавно напечатанной под заглавием "Проповедь о сострадании".

    В основание этой проповеди В. Гутри взял текст из Писания Матф, 15:23: "Отпусти ее, потому что кричит за нами".

    "Действительно ли сострадание народа Божьего в наше время является таким холодным и слабым, что его нужно очень долго выпрашивать? Я хотел бы, чтобы вы могли сделать следующие три вывода из этого текста:

    1). Когда вас что-либо беспокоит - вы обращаетесь к Богу и усиленно молитесь о себе. Уверяю вас, что от окружающих вас людей вы получите мало помощи.

    2). Так как вы мало можете надеяться на заступнические молитвы других людей, вам следует полагаться только на заступничество Христа. Те ваши молитвы, которые не вызваны состраданием, приносят мало пользы.

    3). Относитесь ко всему, что получаете от Бога, как к дару свободной благодати, а не как к вознаграждению за свои молитвы или же молитвы других людей. Я не запрещаю вам молиться самим или искать молитвенной поддержки у других людей, и не осуждаю вас или их за отсутствие сострадания, но я бы призвал вас все-таки меньше обращаться за помощью к другим людям, а больше прибегать ко Христу и к Его заступничеству".

    Наставник Вильяма Гутри по теологии и его близкий друг Сэмюэл Резерфорд, испытывая во время общественного волнения в стране большие трудности, так выражает свое уважение к Вильяму Гутри и его пастве: "Дорогой брат, поддержи меня, и пусть своими молитвами поддержат меня те, кто рядом с тобой, в ком мое утешение".

    Автора книги "Величайший интерес христианина" также высоко ценил еще один выдающийся современник Вильяма Гутри доктор богословия Джон Оуэн, который однажды, доставая из своего кармана отделанный золотом экземпляр книги Гутри, сказал одному пастору Шотландской Церкви: "Автор этого трактата - один из величайших священников, которые когда-либо писали, а трактат -это мой карманный путеводитель и, наряду с Новым Заветом Седана, я всегда ношу его с собой. Я написал несколько томов, но в этом трактате содержится больше духовных истин, чем во всех них вместе взятых".

    Много лет спустя после смерти автора этот его труд, наряду с другими, подобными ему, подтолкнули Джона Брауна, пастушка из окрестностей Абернети, к размышлениям и появлению у него глубокого интереса к вопросу спасения своей души; впоследствии же он стал выдающимся проповедником Евангелия и профессором богословия, совершавшим сове служение в одной из отделившихся церквей на протяжении двадцати лет.

    Возможно, существует много других примеров, когда эта книга послужила благословенным средством к обличению, обращению и назиданию тех людей, которые стали, таким образом, способными и других научить. Однако, только тот Великий День покажет нам все точно так, как оно есть на самом деле.

    Следующие цитаты из интереснейших "Мемуаров Доктора Чалмера" подтверждают то, какого высокого мнения о ценности этой книги придерживался доктор Чалмер: "Вас интересует "Испытание спасительного интереса ко Христу" Гутри? Эта книга малого формата долгое время была любимым чтением шотландских крестьян. Он написал ее около ста пятидесяти лет тому назад, и одно ее замечательное свойство состоит в том, что одновременно с назиданием она очищает. Она помогает нам увидеть наши недостатки и, в то же время, дает нам сильнейшее утешение от того, что мы их осознаем. Для того, чтобы получить милость, мы должны почувствовать свою нищету.

    ... Я заканчиваю читать Гутри и думаю, что это лучшая книга из когда-либо прочитанных мною. Я оставлю ее в подарок семье Анстеров и перейду к чтению "Терпение в духовной жизни"... "Мне бы хотелось знать, понравилась ли вам та небольшая книга, которую я вам оставил? Я до сих пор думаю, что это лучшее сочинение, прочитанное мною по вопросу, который всех нас очень волнует, и усердно молюсь о том, чтобы все мы нашли на него правильный ответ".

    Мы привели мнение этих выдающихся богословов о книге Вильяма Гутри "Величайший интерес христианина" не для того, чтобы описать заслуги этого превосходного автора. Лучшие и мудрые люди его времени, а также последующих лет с благодарностью сохранили память о нем, и его труды продолжают нести благословение народу Божьему.

Категория: ХРИСТИАНСКИЕ КНИГИ. | Добавил: anatolii-77
Просмотров: 921 | Загрузок: 10 | Рейтинг: |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]